skladgitarЕкатеринбург

Precision Bass® и Jazz Bass® - что лучше?

В истории музыки было время, когда не существовало бас-гитары, дополняющей звучание электрогитары, но все изменилось, когда Лео Фендер представил революционный Precision Bass® в 1951 году. Как гласит история, усиленные электрогитары того времени начали заглушать аккомпанирующих им акустических контрабасистов. И тогда появился Precision Bass®. Созданный для совместной работы с популярным Fender Telecaster® как в музыкальном, так и в эстетическом плане, Precision Bass® дал музыкантам то, чего у них никогда не было раньше - у него были лады, его можно было подключить к усилителю, и его можно было закрепить на плече при помощи ремня. Ну и, наконец, инструмент стал удобнее, его было гораздо легче транспортировать, чем громоздкий контрабас. Компания Fender усовершенствовала бас с выпуском Jazz Bass® в 1960 году. Первоначально получивший название Deluxe, Jazz Bass® был задуман как помощник электрогитары Jazzmaster®, которая была представлена двумя годами ранее. В течение многих десятилетий музыканты любят и Jazz Bass®, и Precision Bass®, и споры о том, какой из этих инструментов является лучшим выбором для бас-гитариста, продолжаются и по сей день.

PRECISION BASS®




Когда в 1951 году Fender выпустила на рынок первую серийную электро бас-гитару, это произвело революцию в музыкальном бизнесе. До этого басисты играли на контрабасе, громоздком и массивном инструменте, который было трудно эффективно усилить на сцене, чтобы одновременно конкурировать с электрогитарой и соответствовать требованиям растущей громкости в рок-н-н-ролльной музыкальной индустрии. Precision Bass стал инструментом, который басист мог носить на плече и при этом проворно перемещаться в переполненном метро в час пик. По мере того, как такие компании, как Fender и Ampeg, разрабатывали более мощные усилители басов, все, что нужно было сделать басисту, — это настроить инструмент, подключить его и играть. И, в отличие от контрабаса, у Precision Bass были лады, поэтому интонация больше не была проблемой — и Fender отметил это в самом названии, обозначив инструмент как «Precision» (англ. «точный»). Не будет преувеличением сказать, что Precision Bass был краеугольным камнем современной электронной музыки. В качестве доказательства примите во внимание, что еще в 70-х сессионные партитуры для басовых партий назывались просто «Fender» - а это означало Precision Bass. Несмотря на то, что в 1960 году к Precision Bass присоединилась роскошная модель Jazz Bass, также созданная компанией Fender, большинство продюсеров стремились к звучанию Precision - жирному и энергичному, сильному и основательному. Этот звук во многом был результатом простой конструкции инструмента и звукоснимателя со сплит-катушкой (разделенного хамбакера). Имея только регулятор громкости и тембра для формирования звука, невозможно было ничего сделать, чтобы негативно повлиять на его звучание. Precision Bass обеспечивает великолепно звучащий, надежный тон, который хорошо вписывается в микс и работает практически в любом музыкальном контексте.
Купить Precision Bass




Конструкция Precision Bass претерпела несколько изменений в течение 1950-х годов; но, учитывая, что компания Fender создавала совершенно новую категорию инструментов, удивительно, насколько хорошо она с самого начала справились с этим. Выбранная длина мензуры составила 34 дюйма, цельный кленовый гриф стал крепиться к корпусу четырьмя болтами. Компаниям, производящим струны, даже пришлось разработать струны для нового инструмента (с плоской обмоткой, как у контрабаса). В 1954 году плоский корпус Precision с двойным вырезом был дополнен удобными контурами предплечья и корпуса, как у Stratocaster, который был представлен
годом ранее. В 1957 году его звукосниматель с одной катушкой был изменен на знакомую конструкцию со сплит-катушкой, которая сохранилась до наших дней. Этот новый звукосниматель не только звучал лучше, чем тот, который он заменил, но и подавлял шум. Precision Bass также получил новую цельную накладку на корпусе, на которой была закреплена электроника, а голова грифа в стиле Telecaster была преобразована в более округлую, похожую на Stratocaster, форму. Так появился Precision Bass, каким мы его знаем сейчас.



Среди приверженцев Precision Bass такие музыканты, как Джеймс Джемерсон, Роджер Уотерс (Pink Floyd), Стинг (the Police), Стив Харрис (Iron Maiden), Джет Харрис (the Shadows), Уильям «Монк» Монтгомери (Lionel Hampton), Брайан Уилсон (the Beach Boys), Кэрол Кэй (the Wrecking Crew), Джордж Портер-мл., Дональд «Дак» Данн (Booker T. & the M.G.'s), Ди Ди Рамоун (The Ramones), Брайан Фокстон (the Jam), Брюс Томас (Elvis Costello and the Attractions), Пол Симонон (the Clash), Тони Франклин, Дафф МакКэган (Guns N' Roses), Майк Дернт (Green Day), Нейт Мендель (Foo Fighters).

JAZZ BASS®




Еще в 1960 году, когда Fender выпустил свою бас-гитару Deluxe Model, она была задумана как компаньон недавно представленной элитной гитаре Jazzmaster. Однако вскоре этот инструмент был переименован в Jazz Bass®, поскольку Fender почувствовал, что инструмент с более тонким грифом и большей гибкостью звука, чем Precision, понравится джазовым басистам. И действительно, так оно и было – новый инструмент был по достоинству оценен мастерами рока, фанка и фьюжна, такими как Джон Пол Джонс из «Led Zeppelin», Ларри Грэм из «Sly and the Family Stone», и Джако Пасториус из «Weather Report», который, как известно, убрал лады со своего инструмента, создав тем самым новую категорию инструментов - безладовый Jazz Bass®. Какой бы разной ни была музыка, этих музыкантов и бесчисленное множество других привлекал Jazz Bass® из-за его тонкого
грифа и расширенного тонального спектра, предлагаемого двумя звукоснимателями с одной катушкой. В то время как Precision Bass® имеет только один звукосниматель, Jazz Bass® имеет два, которые можно смешивать по своему вкусу, используя отдельные регуляторы громкости. Когда оба звукоснимателя и регулятор тона включены на 100%, Jazz Bass® издает более сложный сигнал с подавлением гула, чем у Precision Bass®, с ярко выраженными низкими частотами, рычащими высокими и слегка сглаженными средними частотами. Именно этот звук фанк-исполнители использовали в новых игровых техниках, появившихся в 1970-х годах. Одним из ключей к такому широко известному современному стилю игры на бас-гитаре, как слэп, были струны с круглой обмоткой. Изобретенные в 60-е годы, струны с круглой обмоткой звучали ярче, чем с плоской, и стали предпочтительными струнами для таких басистов как Джон Энтвистл из «The Who» и Крис Сквайр из «Yes». Джако Пасториус, игравший на своей безладовой бас-гитаре Jazz Bass®, также использовал струны с круглой обмоткой. Яркость струн с круглой обмоткой легла в основу неповторимого «звука Джако» в сочетании с тем фактом, что Пасториус использовал только бриджевый звукосниматель и часто играл в позиции возле бриджа, где струны были более тугими, чтобы он мог увеличить свою фирменную скорость. Пасториус, у которого был предыдущий опыт игры на контрабасе, также перенес на свой безладовый Fender Jazz Bass® методы игры на контрабасе, такие как слайды, флажолеты и использование открытых струн.




Среди приверженцев Jazz Bass такие музыканты, как Джон Пол Джонс (Led Zeppelin), Джако Пасториус (Weather Report), Джек Кэссиди (Jefferson Airplane, Hot Tuna), Ноэль Реддинг (The Jimi Hendrix Experience), Ларри Грэм (Sly and the Family Stone), Герби Флауэрс, Грэг Лейк (Emerson, Lake and Palmer), Джо Осборн (The Wrecking Crew, International Submarine Band), Гедди Ли (Rush), Маркус Миллер, Фли (Red Hot Chili Peppers), Рон Блэр (Tom Petty and the Heartbreakers), Адам Клэйтон (U2), Вердин Уайт (Earth, Wind & Fire).





Хотя оба инструмента имеют схожие контуры корпуса, одним из их основных отличий является смещенная «талия» Jazz Bass®. Такая конструкция перемещает левую часть копуса к грифу таким образом, чтобы соответствовать углу, под которым большинство басистов держат свой инструмент
стоя. При игре сидя большинство музыкантов-правшей кладут гитару на правое бедро, и конструкция смещения в этом случае перемещает задний контур корпуса инструмента ближе к телу музыканта. Слабой стороной смещенного корпуса является то, что он делает Jazz Bass® более тяжелым в области грифа (и немного тяжелее в целом), чем Precision Bass®, у которого более симметричный контур «талии». Бас-гитаристы, предпочитающие Precision Bass®, часто упоминают о том, насколько хорошо «уравновешен» их инструмент, независимо от того, играют они сидя или стоя.



Еще одно существенное различие между Precision и Jazz Bass® заключается в форме грифа. Ширина верхнего порожка у Jazz Bass® составляет 1,5 дюйма, а у Precision - 1,625 дюйма. Это дает огромную разницу в ощущении от игры, особенно при игре в нижнем регистре. К 12-му ладу грифы обоих инструментов имеют одинаковую ширину, поэтому гриф Jazz Bass® более суженный. Басистам это либо нравится, либо нет. Поклонникам Jazz Bass® нравится, что меньшее расстояние между струнами в нижнем регистре дает им большую ловкость и скорость, поскольку им не нужно растягивать пальцы так далеко, чтобы взять, скажем, низкую «соль». Это делает Jazz Bass® лучшим выбором для музыкантов с небольшим размером рук. Приверженцы Precision предпочитают более «ровное» ощущение грифа на Precision Bass® от низких до высоких регистров. Гриф Jazz Bass® также более округлый, чем у Precision. Более плоский профиль грифа Precision чаще предпочитают музыканты, которые склонны делать упор большого пальца левой руки на задней части грифа, в то время как более округлый профиль грифа Jazz Bass® предпочтительнее для музыкантов, использующих все пять пальцев левой руки для игры (пользующихся большим пальцем для прижатия самой низкой струны, как Луи Джонсон).
 
 
Купить Jazz Bass


Будучи более универсальным, более сложный звук Jazz Bass® имеет слабую сторону: по сравнению с Precision Bass® его сложнее записать и уложить в микс. Кроме того, если регуляторы громкости обоих звукоснимателей не выкручены полностью, вы услышите гул, если только ваш инструмент не оснащен хамбакерами или звукоснимателями Fender Noiseless. Некоторые музыканты задаются вопросом, можно ли сделать звук Jazz Bass® похожим на Precision? Возможно немного приблизиться к звуку Precision, используя только нековый звукосниматель и разумно применив эквалайзер и компрессию. И наоборот, будет сложно заставить Precision Bass® звучать точно так же, как Jazz Bass®. Вот почему многие басисты предпочитают иметь в своем арсенале оба эти инструмента.